Медиация
Медиация
Внесудебное урегулирование споров
Медиация — это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности — это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.
Медиация — это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом-медиатором (посредником), который помогает конфликтующим сторонам вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов.
Медиация – это способ осмысленного взаимоприемлемого решения.
Целью процедуры медиации является выработка решения, удовлетворяющего стороны, при котором нет ни победителей, ни побежденных, и могут выиграть все, кто вовлечен в спор.
Современные конфликтные отношения требуют таких форм разрешения споров, при которых стороны сами и, в конечном итоге, под свою личную ответственность принимают принципиальные решения.
Будучи основаны на интересах самих участников, эти решения более полно (с точки зрения результата и процесса) учитывают представления сторон о будущем мирном сосуществовании и, вместе с тем, их достижение является быстрым, эффективным и экономичным в плане материальных затрат.
Наши медиаторы специалисты в области юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и психотерапии.
Медиация позволяет экономить Вам время, финансы и, что самое главное, — эмоциональные ресурсы. При этом сам процесс достижения соглашения всегда остаётся скрытым от посторонних глаз и не предаётся огласке.
Особенности участия медиатора
Медиация — это структурированный метод посредничества в разрешении спора, где — третья сторона — посредник — медиатор сохраняет нейтральность.
Роль медиатора :
- следить за общими условиями (регламентом), которые вырабатываются до начала процесса медиации (правила и структура),
- сделать так, что сведения, которые ранее конфликтующие стороны не могли сказать друг другу стали осознаваемыми для сторон и обсуждаемыми,
- оказать помощь в понимании специфических, неконструктивных моделей между участниками конфликта
Содействие поиску нестандартных решений – одно из основных направлений работы медиатора. С этой целью медиатор находит подход к спорящим сторонам используя знания в области психологии человеческих отношений, благодаря этому выявляются наиболее важные аспекты в существующем споре, это дает возможность исключить из спора мелкие претензии и личные обиды.
Зачастую спорящие стороны, будучи эмоционально вовлеченными в конфликт, лишают друг друга возможности быть услышанными и понятыми.
Нами предлагаются услуги медиаторов в следующих областях
- в семейной сфере – особенно при расставаниях и разводах, выполнении алиментных обязательств, определении места жительства ребенка, а также при разделе наследства;
- между соседями;
- в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как; внутри предприятия, так и между фирмами (предприятиями);
- в учреждениях, включая: государственные; неправительственные организации;
- в общественных организациях; научных институтах;
- в общественно-правовой сфере, главным образом в конфликтах, связанных с вопросами охраны окружающей среды;
- при оценке возможных последствий использования техники;
- при мировых соглашениях между виновником и пострадавшим. Иными словами, в рамках уголовного права (в частности, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних);
- в разрешении споров, возникающих в экономической и трудовой сфере, а также в области управления
- споры и конфликты где главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);
- длительные, значимые отношения (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);
- Споры, где на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);
- Конфликты, при которых стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность (судебные процессы, как правило, публичны);
- Ситуации, где необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
- Конфликты, где имеет место сложный случай, который не может быть разрешен в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его двойным исходом «да/нет».
- конфликты, связанные с патентным и авторским правом;
- дополнительные переговоры при длительных контрактах, например, между фирмой-производителем, фирмой-поставщиком и сбытовой фирмой;
- требования возмещения убытков, включая такие требования в случае ответственности производителя;
- конфликты при урегулировании страховых случаев, особенно когда пострадало много людей (авария танкера, массовое столкновение);
- конфликты с участием представителей разных стран, включая конфликты с межкультурной подоплекой, конфликты, связанные с персоналом и организацией производства в международных концернах;
- конфликты на совместных предприятиях (отправной точкой этих конфликтов часто является разное понимание основных моментов производства, обусловленное культурными различиями).
- Особое значение медиация может приобрести при конфликтах, возникающих после слияний и при санации неплатежеспособных предприятий, т.е. при их банкротстве;
- существенной областью применения медиации являются и споры, возникающие в процессе реализации крупных строительных проектов (особенно связанные с выплатой ущерба в отношениях между строительной фирмой, субподрядчиком, конструктором и архитектором или при ликвидации строительных бригад).
Отличия медиации от судебного разбирательства:
СУД Процесс формальный | МЕДИАЦИЯ Процесс неофициальный |
Публичный | Конфиденциальный |
Контролируется государством | Основан на автономности участников |
Ориентирован на повод к конфликту. Бремя доказательства (сбор фактов). | Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон. |
Осуществление правовых позиций | Объединение различных интересов |
Ориентирован на прошлое | Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего |
Применение права | Использование права |
Ориентация на победу одной из точек зрения | Уважение различий, интересов и точек зрения друг друга |
Использование слабости позиций другой стороны в целях собственного выигрыша | Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, т.к. приходит осознание необходимости привлечения помощи со стороны |
Стратегии в духе «выигрыш – проигрыш» | Решения в духе «выигрыш – выигрыш» |