Медиация

Медиация

Внесудебное урегулирование споров

Медиация — это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору.

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» — посредничать. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности — это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.

Медиация — это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом-медиатором (посредником), который помогает конфликтующим сторонам вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними различий интересов.

Медиация – это способ осмысленного взаимоприемлемого решения.

Целью процедуры медиации является выработка решения, удовлетворяющего стороны, при котором нет ни победителей, ни побежденных, и могут выиграть все, кто вовлечен в спор.

Современные конфликтные отношения требуют таких форм разрешения споров, при которых стороны сами и, в конечном итоге, под свою личную ответственность принимают принципиальные решения.

Будучи основаны на интересах самих участников, эти решения более полно (с точки зрения результата и процесса) учитывают представления сторон о будущем мирном сосуществовании и, вместе с тем, их достижение является быстрым, эффективным и экономичным в плане материальных затрат.

Наши медиаторы специалисты в области юриспруденции, психологии, социологии, конфликтологии и психотерапии.

Медиация позволяет экономить Вам время, финансы и, что самое главное, — эмоциональные ресурсы. При этом сам процесс достижения соглашения всегда остаётся скрытым от посторонних глаз и не предаётся огласке.

Особенности участия медиатора

Медиация — это структурированный метод посредничества в разрешении спора, где — третья сторона — посредник — медиатор сохраняет нейтральность.

Роль медиатора :

  • следить за общими условиями (регламентом), которые вырабатываются до начала процесса медиации (правила и структура),
  • сделать так, что сведения, которые ранее конфликтующие стороны не могли сказать друг другу стали осознаваемыми для сторон и обсуждаемыми,
  • оказать помощь в понимании специфических, неконструктивных моделей между участниками конфликта

Содействие поиску нестандартных решений – одно из основных направлений работы медиатора. С этой целью медиатор находит подход к спорящим сторонам используя знания в области психологии человеческих отношений, благодаря этому выявляются наиболее важные аспекты в существующем споре, это дает возможность исключить из спора мелкие претензии и личные обиды.

Зачастую спорящие стороны, будучи эмоционально вовлеченными в конфликт, лишают друг друга возможности быть услышанными и понятыми.

Нами предлагаются услуги медиаторов в следующих областях

  • в семейной сфере – особенно при расставаниях и разводах, выполнении алиментных обязательств, определении места жительства ребенка, а также при разделе наследства;
  • между соседями;
  • в экономической и трудовой сфере, при конфликтах как; внутри предприятия, так и между фирмами (предприятиями);
  • в учреждениях, включая: государственные; неправительственные организации;
  • в общественных организациях; научных институтах;
  • в общественно-правовой сфере, главным образом в конфликтах, связанных с вопросами охраны окружающей среды;
  • при оценке возможных последствий использования техники;
  • при мировых соглашениях между виновником и пострадавшим. Иными словами, в рамках уголовного права (в частности, при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних);
  • в разрешении споров, возникающих в экономической и трудовой сфере, а также в области управления
  • споры и конфликты где главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);
  • длительные, значимые отношения (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);
  • Споры, где на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);
  • Конфликты, при которых стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность (судебные процессы, как правило, публичны);
  • Ситуации, где необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
  • Конфликты, где имеет место сложный случай, который не может быть разрешен в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его двойным исходом «да/нет».
    • конфликты, связанные с патентным и авторским правом;
    • дополнительные переговоры при длительных контрактах, например, между фирмой-производителем, фирмой-поставщиком и сбытовой фирмой;
    • требования возмещения убытков, включая такие требования в случае ответственности производителя;
    • конфликты при урегулировании страховых случаев, особенно когда пострадало много людей (авария танкера, массовое столкновение);
    • конфликты с участием представителей разных стран, включая конфликты с межкультурной подоплекой, конфликты, связанные с персоналом и организацией производства в международных концернах;
    • конфликты на совместных предприятиях (отправной точкой этих конфликтов часто является разное понимание основных моментов производства, обусловленное культурными различиями).
    • Особое значение медиация может приобрести при конфликтах, возникающих после слияний и при санации неплатежеспособных предприятий, т.е. при их банкротстве;
    • существенной областью применения медиации являются и споры, возникающие в процессе реализации крупных строительных проектов (особенно связанные с выплатой ущерба в отношениях между строительной фирмой, субподрядчиком, конструктором и архитектором или при ликвидации строительных бригад).

Отличия медиации от судебного разбирательства:

СУД Процесс формальный МЕДИАЦИЯ Процесс неофициальный
Публичный Конфиденциальный
Контролируется государством Основан на автономности участников
Ориентирован на повод к конфликту. Бремя доказательства (сбор фактов). Ориентирован на личные убеждения и субъективные интересы сторон.
Осуществление правовых позиций Объединение различных интересов
Ориентирован на прошлое Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего
Применение права Использование права
Ориентация на победу одной из точек зрения Уважение различий, интересов и точек зрения друг друга
Использование слабости позиций другой стороны в целях собственного выигрыша Принятие собственной слабости (и слабости других) как переломной точки в споре, т.к. приходит осознание необходимости привлечения помощи со стороны
Стратегии в духе «выигрыш – проигрыш» Решения в духе «выигрыш – выигрыш»